Она движет человеком, когда его рука сама тянется за очередной сигаретой. Когда он идет на ненавистную работу, где задолженность по зарплате давно дошла до абсурда. Когда вечером он перемещается по одному и тому же маршруту: холодильник – чайник – телевизор. И засыпает, так и не проснувшись за день, чтобы заметить свои движения…
Само слово «inertia» (лат.) означает бездействие. Движение по инерции всегда неосознанно. Это подчинение пинку извне или собственному «таймеру», запускающему одни и те же автоматические действия и реакции.
Оно происходит тогда, когда нет толчка к целенаправленному, осознанному движению – когда сознание спит. Почему так сложно проснуться? Потому что это включает тревогу. Иногда такую сильную, что срабатывают защитные механизмы – чтобы сохранить почву под ногами и не упасть, наткнувшись на какой-нибудь несокрушимый факт. Который покажет бессмысленность маршрута. Или заставит увидеть конечную точку своего движения: как если бы бильярдный вдруг шар понял, что летит по направлению к черной дыре в углу стола…
Тревога – спутник осознания. Она создает дискомфорт, от которого хочется уйти. В покой, в безопасность, в привычное. Неизвестное – потенциально опасно, в нем нужно еще учиться ориентироваться, искать новые пути. Его нужно осваивать. И по мере освоения новой территории тревога снижается.
Сознательное действие требует усилий: интеллектуальных, эмоциональных и физических. Активизировать их и призвана тревога. Но ее хочется избежать, подавить, поскорее отделаться и вернуться в зону комфорта. Как в лоно матери, в котором можно отключиться и грезить…
Если остановиться, когда рука тянется за сигаретой, и спросить себя, хочется ли курить в данный момент – в половине случаев окажется, что нет. Что вообще-то хочется пить; или кричать, например. Но рука «по инерции» тянется за кляпом – сигаретой, потому что так проще.
Бездействие превращает человека в бильярдный шар, движение которого полностью зависит от ударов судьбы и столкновений с препятствиями. Потому что у него нет собственного внутреннего импульса. А «смысл жизни» бильярдного шара – рано или поздно быть загнанным в лузу…